30 апреля 1870 года в австро-венгерском городе Коморно в семье военного капельмейстера родился великий композитор венской оперетты – Франц Легар.
Еще в детские годы начался формироваться его музыкальный стиль. В их городке население было смешанным, поэтому и музыкальных стилей было несколько: венгерский, славянский и австрийский. Мальчик был окружен красочными мелодиями, это в будущем и определило широту, яркость и оригинальность его музыкальной палитры. Семья постоянно путешествовала, поэтому юный Легар изучал разные культуры и языки, что тоже оказало влияние на его творчество. В своей музыке он воплощал смесь всех наций, поэтому для каждой из них она казалась родной, связанной с исконными традициями.
С пяти лет он умел играть на скрипке, хорошо знал ноты и импровизировал на фортепиано. Начал учиться в Будапештской гимназии, там же занимался музыкой под руководством Иштвана Томки, а в двенадцать лет поступил в Академию музыки Богемии по классу скрипки. По окончании учебы Антонин Дворжак посоветовал юноше оставить скрипку и заняться собственной композицией, но по прихоти отца скрипачу пришлось пойти в военный оркестр.
В 1890 году Легар покинул оркестр и стал военным капельмейстером. В это же время написал свои первые композиции – песни, вальсы, марши, а также пробовал писать для театров. Через четыре года музыкант перевелся в морской флот. Там появилась его опера «Кукушка», основанная на событиях русской жизни. Премьера состоялась в театре «Штадттеатр» в ноябре 1896 года - публика приняла выступление доброжелательно и в конце разразилась бурными овациями.
В 1902 году вышел в отставку из армии и начал работать дирижером в венском театре «Ан дер Вин». Там он получил сразу два заказа: оперетту «Венские женщины», премьера которой прошла 21 ноября, зрители приняли с восторгом. А выход «Решетника» закрепил успех творца.
Уже на первых порах был виден индивидуальный авторский стиль, отличавшийся от устоявшихся стандартов. Кроме эстетической составляющей, творчество Легара раскрывало ещё и психологию персонажей, что позволяло глубже понять причину их поступков и отношений.
Мировую славу автору принесла постановка «Веселая вдова». Изначально музыку для неё должен был писать Рихард Хойбергеру, но после представления первого действия заказчик понял, что он им не подходит и контракт передали Легару. Премьера состоялась 30 декабря 1905 года и увенчалась грандиозным успехом.
Автор положил начало «неовенской оперетте», основанной на конфликте интересов, но с обязательным счастливым концом. Смесь лирических и комических эпизодов, добавление танцевальных моментов – это было новым для оперетт, но сразу набрало популярность.
Первой опереттой с драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь», которая открыла серию произведений - «легариад». Композитор набирал популярность, желающих работать с ним стало намного больше, а заказы шли непрерывным потоком.
Благодаря любви к музыке и желанию усовершенствовать её, автор подарил нам множество прекрасных оперетт, которые оставили неизгладимый след в истории.
Для знакомства с творчеством великого композитора Франса Легара несколько прекрасных оперетт :
1) «Веселая вдова». Главная героиня - вдова богатого понтеведрийского банкира Ганна Главари. История начинается на балу, где сразу несколько мужчин борются за сердце красавицы. Кто-то из корыстных целей, кто-то и правда по большой любви. Сможет ли дама сделать правильный выбор и обрести счастье? Ведь по завещанию бывшего мужа всё её наследство аннулируется, если она выйдет замуж еще раз.
2) «Цыганская любовь». Зорика, дочь местного помещика, сердце которой жаждет настоящей любви. Перед ней стоит выбор - цыган Йожи, который тратит все силы на то, чтобы покорить девушку, или влюбленный Ионел, который по воле отца уже обручен с ней. Девушка задумывается о побеге с Йожи, но перед этим решает выпить воды из волшебной реки Чиерны. После чего ей снится сон о будущем, который существенно влияет на её выбор.
3) «Страна улыбок». Несмотря на свое название, это первая история с грустным концом. Любви между великим принцем и обычной герцогиней не суждено сбыться, но герои не собираются так просто сдаваться. Смогут ли победить чувства или власть все же сильнее?
4) «Царевич». Вдохновленный славянской культурой автор решил написать о жизни царей, выбрав одного из самых невзрачных Романовых. Повествование посвящено короткой, но насыщенной событиями жизни царевича Алексея Петровича.
5) «Джудитта». Молодая красавица бросает своего мужа ради путешествий с любимым Октивио. Но счастье их было недолгим: молодого человека призвали служить, и девушка, расстроенная расставанием со своим возлюбленным, разрывает их отношения. Спустя долгие годы, они снова встречают друг друга и осознают, как много потеряли.
"Однажды мне пришлось дирижировать оркестром небольшого провинциального городка, где меня встречали как национального героя. Придя на репетицию, я с радостью увидел, что, сверх ожидания, оркестр хорошо укомплектован. Среди инструментов был даже тромбон! Во время репетиции, однако, соло этого тромбона не прозвучало. Остановив оркестр, я спросил: "Уважаемый, почему вас не слышно?"- "К сожалению, я не умею играть на тромбоне, - ответил музыкант. - Мне дали его только сегодня, чтобы наш оркестр произвел на вас лучшее впечатление".